.:Первый сайт о селе Рыбушкино-Рбишча:.История
История
Меню сайта

Разделы новостей
Происшествия [3]
Остальное [19]
Праздники [9]
Татарская кухня [1]
Сабантуи [4]

Календарь новостей
«  Март 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Форма входа


Приветствую Вас, Гость.
Текущая дата: Среда, 29.03.2017, 2:07 PM

Большое и Малое Рыбушкино (Ырбишча) Эти два селения, почти слитые воедино, расположены на левом притоке реки Медяны, впадающей в Суру. Упоминается как одно татарское селение в исторических документах времен Разинского восстания, о чем будет сказано ниже. Время образования селений неизвестно. Однако сохранившиеся мары-курганы в окрестностях Рыбушкина свидетельствуют о том, что здесь уже не позднее конца XIV – начала XV вв. были зажития тюрков-кочевников. Подобные мары сохранились в окрестностях татарских селений Красной Горки, Мочалеев, Чембилея, Медяны, Ключища, Ендовища. Однако они в свое время по-настоящему не были изучены – были раскопаны любителями искать клады. Известно, что обряд захоронения в курганах-марах был распространен среди кипчаков (половцев) в эпоху язычества, до принятия ислама. С распространением ислама среди народов Золотой Орды эти языческие обряды уже не выполнялись. Татарское название селений (Большого и Малого Рыбушкина) – “Ырбишча”, “Арбишча” (последнее произношение было записано В.К.Магницким в конце XIX в. со слов сабачайского татарина Хусяина Мухаммадиева. В привычку вошли и русские название – “Большой” и “Малый”, заменяющие полные русские названия “Большое и Малое Рыбушкино”. Смысл названия селений остается загадкой. Этимология названия в литературе не раскрыта. Аналогии на картах других регионов не встречаются. Одно из предположений вытекает из схожего топонима тюркского происхождения – названия древнего татарского городка Ирбит (Эрбет), зафиксированного в старинной песне “Эрбет”. Вполне вероятно, что в основе этих двух созвучных названий “Эрбет” и “Ырбишча” лежит одно слово “ирыб” или “ырыб” – древнетюркское слово, означающее “место сбора, купли-продажи, меновой торговли, иначе торжища, ярмарку”. Состав топонима сложный. Корень названия – “ирыб”, “ырыб”, оканчивающийся суффиксом русского происхождения – “ича”. Подобные связки встречаются в названиях некоторых татарских селений – “Йандауича”, “Ключище”. Суффикс подчеркивает крупный масштаб, величину селения. Историческое прошлое селений раскрывается через раннее название Малого Рыбушкина – Азеево (Аджи авылы), как когда-то называли это селение. В исторических документах XVIII в. оно еще называлось Коншаевым заулком (заулок – небольшой глухой переулок). В Мещере так называли небольшие деревни. Название “Аджи авылы” свидетельствует о том, что селение образовалось за счет поселенцев из мещерских мест. На Севере Рязанской области, между Касимовым и Кадомом и поныне существует крупное татарское селение Азеево (Аджи авылы). Связь между Рыбушкином и Азеевом проливает свет на этническую принадлежность рыбушкинских татар, подтверждает предания об их булгарском происхождении. Азеево на р.Мокше основано южными булгарами, прибывшими туда непосредственно из Приазовья и Подонья. Образовалось оно как казачья станица сторожей западных рубежей Волжской Булгарии. Булгары этих мест упоминаются в конце XII – начале XIII вв. в связи с нападениями рязанских дружинников на Кадом и с историей Пургасовой Руси, выступавшей вместе с мордвой против нижегородских князей, поддержанных мордвой Пуреша и кипчаками (1229). Рядом с Азеево сохранились курганы-крепостцы, в которых, по преданию, сторожили какие-то богатыри. Азеево стояло на Ордобазарской дороге, связывающей Москву с городами Нижнего Поволжья Астраханью и Царицыном, а также с Саратовым. В середине XVI в. в Азееве находился промежуточный пункт – ям. Азеевские служилые татары обслуживали часть дороги. Одновременно ямщики занимались торговлей. Особое место занимала торговля лошадьми. Скупив у ногайцев табуны лошадей, торговали ими в центральный районах. При этом приносили большую пользу царскойказне – царские стряпчие отбирали одну из 10 приведенных лошадей. Кроме того, продавец или покупатель должен был вносить в казну налог. Позднее дорога выпрямляется – ям переводится из Азеева в другое татарское селение, в центр вновь организованного уезда – Темников. В Смутное время ямская служба приходит в упадок. Восстанавливается она только через несколько десятилетий. Служилые татары, обслуживающие ямскую службу, остаются не у дел, вынуждены искать более удобное место для жительства. Таким местом оказалось Припьянье, где уже образовались татарские поселения нового типа – деревни, жители которых могли заниматься и скотоводством, и земледелием. Рыбушкино постепенно превращается в торговый и своеобразный политический центр. Это особенно ярко проявилось во время Разинского восстания. Рыбушкино становится центром собирания сил сторонников Разина. Сюда наведывается один из соратников Разина – Асай Айбулатов, имевший крупные поместья в Керенском и Кадомском уездах. В Рыбушкине у него появляются сообщники, среди которых выделяется Буланка Алибяков. На последнем этапе восстания нарастающую активность проявляют татары Межпьянья. Сборный отряд алатырских татар вступает в отчаянное сражение с правительственными войсками под Мурашкиным. Потерпев поражение от превосходящих сил, татары отступают к своим родным местам, чтобы получить передышку и подкрепление. Отряд Леонтьева настигает их в конце Ключища, где происходит крупное сражение. Повстанцы обращаются за помощью к рыбушкинцам, которые присоединяются к ним по пути в Курмыш. Преследование повстанцев, достигающих численности около 455 чел., продолжается до окрестностей Маклакова (Ожгибовки) между Сергачем и Пильней. Весь путь от Уразовки до Ожгибовки был усеян трупами. Как упоминалось ранее, уцелевшим была устроена засада в Ожгибовке. Деревня была окружена со всех сторон и подожжена – повстанцы вместе с жителями были сожжены. Этот эпизод подтверждает версию о Рыбушкине как общетатарском поселении, играющем важную экономическую роль торгового центра.

А.М. Орлов, "Нижегородские татары"

Сделать бесплатный сайт с uCoz